Трактат о каньоне, который «ГРАНД»
Ну, что мы о нем знали – одно из чудес света, которое раз увидев, можно помирать. Ну находится где-то в Америке, которая от нас так далеко, что лучше и не мечтать. А если и мечтаешь, то готовься раскошелиться, и ждать при этом года четыре. И все же так случилось, попали мы туда, сложились пазлы удачи в одну общую картинку.
Началось все для нас сообщением, что мол был звонок, люди выиграли в лотерею возможность сплава по Гранд Каньону, речке Колорадо, но опытных в этом деле крайне мало. Итак, нужны люди, которые проведут маленькую флотилию по порожистой реке. А мы тут как тут, неужели правда, неужели одна из голубых мечтаний близка к осуществлению. Согласия долго ждать не потребовалось.
Нас четверо – гидов, которые больше 10 лет работали в турфирме «Команда Горький» на реках Алтая, Саян, Кавказа, то есть что такое пороги – немножко знали. Приехали знакомиться с группой, почти все москвичи, но будут ребята из Нью-Йорка. Компания чудесная, люди приятные, многие идут в поход первый раз вообще. Но есть человек, который там уже был, знает – что и как, Гюля, собственно она и занималась организацией. Интернет – великая сила, все билеты, гостиницы, переезды были заказаны и оплачены по карте заранее, что сильно удешевляет дело. План был уложиться в 1000-1100$, без перелета до Америки. Практически так и вышло, ну плюс прокорм в городах.
Перелет до Лос-Анжелеса занял 11 часов, пара часов ожидания ребят с другого рейса – и, бросив шмотки в гостинице, идем на Голливудский бульвар. На дворе ночь, в голове сумбур после перелета, а там жизнь кипит, народ гуляет, в ночные клубы очереди, все сверкает – рекламы, машины – как в кино. Набравшись впечатлений и откушав в пиццерии идем спать. В эту ночь часы переводили вперед на час. Что-то ребята перемудрили с переводом, вобщем спали ровно 30 минут ( за 30 баксов), потом бегом в аэропорт, лететь в Лас-Вегас, поняли, что рано, но что делать. Перелет в Вегас около 1,5 часа, сверху красиво выглядит.
Часть группы была уже там, нас встретили, разместили, дали наконец поспать. Гостиница «Тревел-Лодж» ( всего 3 этажа) не так грандиозно выглядит как все остальные небоскребы, зато в центре и на машине можно прям к двери подъехать, что очень для нас удобно. Ходили осматривать городок – какая-то сказка – город развлечений, везде довольные лица, как будто новый год каждый день. У нас была арендована машина, и весь следующий день ушел на закупку продовольствия (опять же экономия – в оптовых магазинах цены серьезно меньше), мясо засунули в лед и в ванну – отличный холодильник. На утро к нам приехал автобус и за 5 часов доставил нас со всем скарбом на старт. Увидели наконец-то каньон – впечатляет. Место старта оборудовано всеми благами американской цивилизации – туалеты, питьевая вода, навесы, столики – и чистота, как в музее. Начались первые правила – за столами только есть можно, вещи даже рядом ставить нельзя, палатки только в этом месте, ходить только по тропинкам, шаг влево, шаг вправо – штраф, сначала дико, потом привыкаешь. Привезли арендованное снаряжение – рафты, кухню, боксы для еды – полный фарш. Очень понравилась снаряга, все грамотно, удобно, рационально – чудо какое-то. Запаковали еду, набили холодильники, научились пользовать походный туалет, приготовились к осмотру. Утром следущего дня пришел рейнджер, проверил наличие спассредств, рассказал, что можно и что нельзя, как не обижать зверушек и других туристов, переписал паспорта и пожелал удачи. Все – мы свободны и можем наконец начать наше ГРАНДпутешествие.
Имеем пять судов: два грузовых 20 футовых рафта под еду и групповое снаряжение (20 ходовых дней – не шутка), один 16 футовый для семерых гребцов, один катамаран, привезенный из России (опять экономия) и каяк, в качестве страховки. Мы рулили на всех судах, кроме катамарана.
И понеслось, дни бежали вместе с листами лоции, где подробно описывались пороги, стоянки и пешие выходы. Старались обойти как можно больше, таких красивых мест встретишь не часто. Боковые каньоны поражали: необычные водопады, перетекающие из одной чаши в другую, нереальные пещеры, промоины. Каждый день открывал нам новые виды, которые скучать не давали. Впрочем и пороги тоже. В одном из первых порогов катамаран совершил оверкиль, после которого экипаж стал побаиваться препятствий, долгие просмотры, страховки, обносы, проводки, но все равно шел вперед. Вода в реке была явно выше среднего, размер валов впечатлял, но при желании и умении все можно объехать. Погода была в основном солнечная, но как только солнце заходит, начинался «дубак». Первые 80 миль шли по полдня, с пешими выходами, с одной дневкой для отмечания дня рождения одного из наших персонажей. Созерцать такую красоту не надоедало, общение с другими группами (а мы видели еще 6-7) доставляло удовольствие. Американцы были на редкость дружелюбны и общительны. Дошли до местечка Фантом Ранч, где к реке подходит тропа. По плану здесь менялось 4 члена нашей теперь уже команды. Жалко было расставаться, успели подружиться, но план есть план. Пришли новые ребята, вечер удался, шашлык, ром, песни. С утра проводили уходивших, обучали вновь прибывших премудростям сплава и снова вперед. А дальше сразу череда серьезных порогов, где уже некогда учиться. Приходилось проходить порог на своей лодке, потом пересаживаться на катамаран, усилять экипаж, и снова в порог. Где это было невозможно, приходилось обносить кат. Уже было мнение – разобрать его и погрузить вместе с гребцами на грузовые рафты. Пассажирский рафт сделал оверкиль в одном из порогов, спас работы прошли быстро и четко, слегка замерзли только, впечатлений было «полные штаны», для почти всех это был первый переворот. Сейчас надо было за те же 10 дней пройти не 80, а 200 миль, поэтому шли полный день. Жалко было времени на обносы катамарана. А красоты менялись каждый день. Пошли лавовые участки. Срез лавового поля похож на каменные цветы. Раньше встречали такие в Саянах, но здесь все выше, больше, грандиознее. Большое впечатление произвел боковой каньон Хавасу. Из него в нашу реку впадает река нереально голубого цвета. Ходили вверх по притоку до водопадов, такого не встречали нигде, вода как молоко, очень красиво. При поиске места на ночевку нашли в камнях истлевшие мешки, заваленные камнями. В них оказались банки с газировкой (если бы пиво), много, около 80 штук, пили потом всей группой дня три – такой подарочек приподнесла нам речка. В последней трети течения реки был самый сложный порог «Лава Фолс», который заставил понервничать многих. Но мы уже научились не терять времени, сначала идут каяк с грузовиками, потом пересадка на пассажирский рафт и снова штурм, а в это время ребята обносят свой катамаран. Впечатления, просмотр фото и видео вечером, а пока вперед, вперед. Но вот река становится более спокойной, пороги встречаются все реже и реже, течение слабее, а миль надо пройти еще много. Кончается соль, сахар едим только на завтрак, грабим другие группы. Обычно американцы заканчивают сплав в Даймон-Крике – это логично, но дорого, там надо платить индейцам хулапаям за проезд по их территории, поэтому едем еще три дня по спокойной воде. На грузовых лодках посадили по сменному гребцу, сильный ветер в лицо не давал расслабляться. Но все трудности заканчиваются, и на финише нас ждет полный кулер холодного пива, машины, улыбающиеся американцы, словом цивилизация.
Лас-Вегас стал уже привычным перевалочным пунктом, появились свои знакомые места, где поесть, где затариться нужными вещами. Обсудив дальнейшие планы, берем в прокат две машины, нас остается только 9 человек, прощаемся с остальными и снова в путь. Машинка досталась почти новая, Форд Фокус, на четверых обошлась 306$ на трое суток плюс бензин. Бензин стоит порядка доллара за литр. Ехали по чудесным дорогам около пяти часов. По дороге останавливались осмотреть дамбу Гувера, грандиозное сооружение, куча посетителей, чувствуется, что народ гордится своими достижениями. Везде дорожки, смотровые площадки, туалеты, урны, музей, открытки, магниты. А построена она в 1939 году. А нас бы пустили погулять по какой-нибудь Саяно-Шушенской ГЭС? Сомневаюсь. Дальше поехали посмотреть на реку Колорадо, по которой только что плыли, сверху. Приехав в национальный парк «Гранд Каньон», заплатив за въезд 25$ с машины, немножко поплутали, нашли вторую часть группы, с которой разминулись, пошли смотреть на огромный разлом в нашей планете при заходящем солнце. Краски, масштабы увиденного потрясают, слов нет. Переезжали в разные смотровые точки, любовались закатом. Ночь провели в палатках в специально обустроенном лагере. Плата за машину – 18$, получаешь полянку с асфальтированным подъездом, столом, местом для костра, водой, туалетом, урнами для мусора и даже сейфом для еды от местных животных. Позавидуешь такому. А животных правда много, людей не боятся, еду воруют. Это белки, еноты, косули. Следующий день посвятили дальнейшему осмотру каньона, правда солнца уже не было. Переезд в следующий нац. Парк «Брайс Каньон» занял еще 5-6 часов. Совсем другое, но не менее замечательное место. Ни с чем его не спутаешь. Огромное «поле, засеянное непонятными пирамидами», причудливые формы которых заставляют сомневаться, а на нашей ли планете мы находимся. Как огромное войско, рядами до горизонта стоят эти вырезанные водой и ветром скульптуры высотой по 30-40 метров – чудо природы, однозначно. Здесь в это время лежал снег, высота около 2300м. А летом можно гулять по тропам между этими великанами. Время текло, и мы уже мчались в следующий парк «Зайон Каньон». И снова сказка, третья, не похожая на другие. Дорога шла между скал, белых и гладких, извиваясь и ныряя в арки, уходя в туннель, прорубленный в скале. Длина туннеля – несколько километров, с окнами, тоже рублеными в скале. Останавливаться нельзя, но очень хочется. Потом попадаешь как в другую страну, уютную долину. По безумному серпантину спускаемся на дно этого каньона. Там привычные уже палаточные лагеря готовы дать нам ночлег. Утром прощаемся с частью группы, они торопятся возвращаться. А у нас время позволяло изучить поподробнее это замечательное место. Сотни людей, с палатками, в трейлерах жили здесь. Много детей с велосипедами, активных пенсионеров, которые проводят здесь месяцы . В каньоне есть возможность каждый день совершать выходы в разные места. Водопады и гроты, ручьи и пересохшие долины. И опять везде отличные тропы, велосипедные дорожки, столики для перекуса. Могут люди любить свою природу. Стоптав ноги до колен, усталые, но довольные, собирались возвращаться. За три часа добрались до Вегаса. Дорога домой всегда быстрее. Последний вечер со всеми вытекающими прошел на ура. Утром сдали машину, от пункта проката на бесплатном автобусе доехали до аэропорта. Поразились еще раз продуманности каждого вздоха. Через сутки были уже дома.
Нам выпала поразительная возможность увидеть реальные чудеса с большой буквы, порожденные природой. Впечатления утрясутся и займут свои места на полочках памяти. И в следующих путешествиях можно будет сказать — красиво, как в ГРАНДканьоне, только меньше …
Сергей Трофимов,
Сотрудник «Команды Горький»