Это важное географическое открытие произошло в 1991 году. Мы открыли для себя страну, которая многое изменила в нашей жизни как в смысле направления будущей работы турфирмы, так и вообще во взглядах на окружающий мир. Каждую весну и осень неодолимая сила влечет нас в Непал, так же как и многих тысяч путешественников со всего мира. Наверное, это странно, но именно здесь наступает то, чего так не хватает в жизни. Душевный покой. Мы подошли друг другу. «Приехал? Не суетись. Жизнь прекрасна», — говорят ироничные глаза Будды. «Намасте!» — кланяются знакомые на улицах. — «Я приветствую бога в твоем лице». Еще раз здравствуй, Непал. Я попробую, насколько это возможно, рассказать о стране Непал. О людях. О жизни. О наших путешествиях. И, если смогу, о душе Непала.
Из энциклопедии: «Непал — небольшая страна, расположенная между Индией и Китаем в самом высокогорном массиве планеты — Гималаях». У большинства людей Непал ассоциируется с высокими горами. Это его визитная карточка. История покорения высочайших восьмитысячников овеяна легендами, а имена сэра Эвереста, Мориса Эрцога, Хиллари и Тенцинга известны и тем, кто никогда особо не интересовался альпинизмом. Здесь находится высотный полюс мира — гора богов Джомолунгма, или Эверест, или Сагарматха, смотря на каком языке произносится это название. Непальские боги жили повыше греческих, на высоте 8848 метров. За 200 километров с юга на север страны высота изменяется от 60 метров выше уровня моря до восьми километров Эвереста, а субтропические джунгли переходят в горную тундру и пустыню. Здесь, на границе великих гор и равнины, столкнулись две огромные волны индуизма и буддизма, двух вер, двух культур.
Официально Непал — это единственное чисто индуистское государство в мире. Индуизм был продекларирован национальной религией, а все остальные рассматриваются как его субформы. Около 89,5% населения Непала официально исповедуют индуизм. Однако если вы спросите непальца — индуист он или буддист, он ответит: «Да». Вы можете подумать, что он не понял вопроса, но он сказал правду. Непали, а особенно народность неваро, в основном населяющая долину Катманду, поклоняются обоим — Будде и Шиве, безо всяких конфликтов между верующими. Чтобы не ссориться ни с одним из богов, непалец предпочитает верить во всех. В этом весь его характер.
Главный индуистский бог Шива, с одной стороны, очень сердитый. Таков он в Индии. Его просят, чтобы не наказывал за проступки. Другое толкование допускает, что он может быть подобрее и помогать человеку. Непальцы предпочитают эту сторону Шивы. Шива не имеет лица, а лишь некий фаллический образ-лингу. Во время большого индуистского праздника, в марте-апреле, верующие украшают цветами, лентами различные индуистские святыни. Так вот, это может быть даже пожарный гидрант, поскольку он напоминает фаллос-лингу. Боги рангом пониже: Вишну, Рама и Кришну — также имеют в Непале более уживчивый характер. Они представляются в виде человеческих фигур или животных. А сын Шивы, бог Ганеша, имеющий голову слона, в Непале гораздо чаще, чем в Индии, требует алкогольных подношений. В индуистские храмы вход иноверцам запрещен, однако после того, как Будда был признан одним из проявлений Вишну, буддистов пускают в индуистские храмы, так что запрет касается только иностранцев. В буддийские же святилища вход для всех свободный.
По мифологии Будда родился в Непале в шестом веке до нашей эры. Естественно, что паломники со всего мира идут к месту рождения своего бога, чтобы послать молитвы, покрутив молитвенные барабаны на одной из многочисленных святых ступ. Стать святым может любой, если прошел сложный обряд посвящения, или войдя в ранг святого через «нирвану» — отрешение от земной суеты и человеческих слабостей. Святые помогают верующим проделать тот же путь к богу.
Один из важнейших объектов поклонения буддистов — храм Сваямбунатх в Катманду, построенный в память о так называемом Ади-Будде, первоначальном Будде. Ади-Будда проявился в виде цветка лотоса и рос в долине Катманду еще в те времена, когда она представляла собой огромное озеро. Наверное, это было очень давно. Эта огромная ступа-храм стоит на холме и как бы нависает над Катманду. Ночью она подсвечивается прожекторами, и кажется, что ступа висит в воздухе, а недремлющие глаза Будды, нарисованные на ступе, следят за тобой, где бы ты ни был.
В Непале живут около 18 миллионов человек. Наибольшая плотность населения в долине Катманду — плато на высоте около 2000 метров, длиной 25 и шириной 15 километров. Наиболее многочисленные народности — непали и невар.
Влияние Индии наложило отпечаток на образование системы каст в Непале. Высшая — тагадхари — по обряду каста наиболее «чистых». Они также описываются как «дважды рожденные», так как после смерти, через какое-то время, вновь рождаются людьми. Помните у Высоцкого: «Хорошую религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем». То же в буддизме. Не зря стали буддистами такие великие люди, как Борис Гребенщиков и Роберто Баджо. Вопрос в том, кем ты потом будешь — слоном или мышкой. Это уже зависит от твоего поведения и касты.
Мужчины касты тагадхари носят священный шнурок на шее. Брахманы — эта каста составляет основу индуистских священнослужителей. Четрис — каста воинов. Есть люди, которым не повезло, так называемые неприкасаемые. Взаимоотношения и связи между кастами очень сложны. Упрощенно: люди более высоких каст занимают более высокое положение в обществе и в сфере деятельности. Брахманы, кроме отправления религиозных обрядов, еще и учителя. Люди более высоких каст не берут приготовленную пищу из рук низших. Именно поэтому во время религиозных праздников рис для раздачи готовят лично брахманы. Брахманы, например, не едят кур и яиц. Они считаются «грязными». Высокие касты в деревнях не держат свиней. Внутренность домов «высоких» должна быть скрыта от посторонних глаз, поэтому входы домов повернуты от пешеходной части. Во время курения, которое тоже бывает ритуалом, сигарета передается только от высших к низшим, при этом более низкие курят через мундштук. Неприкасаемые выполняют грязную работу, а также это уличные музыканты, торговцы сувенирами. Неприкасаемым не следует использовать источники воды высших каст, им нельзя войти в дом «высокого» дальше веранды. Есть еще много всяких предрассудков. Кстати, христиане — это низкая каста, ладно хоть прикасаемая.
Свадьбы в основном происходят внутри одной касты. Для женщины замужество равносильно посвящению в касту мужа. В семье мужа невестка имеет низший статус. Наоборот, в семье родителей она достигает «святого» статуса, как непорочный подарок семье жениха. Замужняя женщина носит цепочку на шее и пудрит спереди волосы красной пудрой.
Среди народностей, населяющих Непал, особняком стоят гуркхи, считающие себя самостоятельной кастой. Центром их расселения является город Горкха на западе долины. В XV веке здесь была построена крепость, а народ, населяющий эту местность, приняв ислам, стал настолько воинственным, что принялся воевать со всеми окрестными поселениями. Батальоны гуркхов доставили много хлопот англичанам в британо-непальской войне 1814 года. Все же, захватив часть Непала, англичане добились в 1816 году договора, по которому гуркхи должны были призываться на службу в английскую армию. И гуркхи сохранили верность британской короне. Они воевали в Африке во время второй мировой войны, воевали и на Фолклендских островах в 1982 году. Они служат в Малайзии, Индонезии, Гонконге. Они составляют и часть почетной гвардии королевы у Букингемского дворца. Служба гуркхов приносит Непалу 30 миллионов долларов в год, что является большим подспорьем стране помимо туризма.
Столица Непала — город Катманду с населением около 300 000 человек. Город был основан в X веке, но свой нынешний облик принял в XVI столетии.
Он невелик по размерам, но велик в своей чудесной красоте. Тысячи храмов, индуистских и буддийских, изваяний, медных скульптур заполняют каждый его уголок. Город не воевал. Он накапливал сокровища, не расходуя их, и теперь, дивным образом вплетаясь в современную жизнь Катманду, они создают сказочный облик восточного города. В каждом дворе может оказаться архитектурный шедевр мирового значения. Скульптура может стоять прямо на мостовой, так что не мешало бы ее оградить. Но, с другой стороны, нельзя же огородить весь город.
В Катманду ничего не строят и не показывают специально. Памятники — живые, пагоды — действующие, святыни — посещаемые. Таковы же и другие города долины Катманду. Буддийский Патан или индуистский Бхактапур.
То есть — король главный. Но Непал и здесь отличен от других королевств. Большинство в парламенте составляют коммунисты, так что форму правления можно назвать «коммунистической монархией».
До середины 50-х годов Непал был закрыт для иностранцев, потому-то и сохранил свою самобытность. Это бедная страна, народ которой не считает себя бедным. Он имеет свои человеческие ценности и живет по своим правилам. Приезжих Непал заставляет приспосабливаться к своему образу жизни, и потому туристы не смотрятся инородным телом. У носильщика за плечами корзина, у туриста — рюкзак, и одет он может быть в не менее экзотические одежды. Впрочем, о туризме отдельный разговор.
В Непал мы попали благодаря нашей подруге Орлин Бернс. Она прожила здесь девять лет, точнее зим. У нее есть несколько книг о Непале, ее непальские фотографии печатались во многих туристических журналах мира. Мы, конечно, много читали и слышали о Непале, а после рассказов Орлин поняли, что нам сюда просто надо. Непал — это мировой центр альпинизма и разных видов активного отдыха. С учетом того, что мы занимаемся приключенческим туризмом, мы здесь по специальности. Без Непала картина мира будет куцей.
Итак, Непал. Первое впечатление — шоковое. Столпотворение людей. Узкие улочки Катманду — столицы Непала, по которым, гудя и трезвоня, протискиваются автомобили и велорикши. Гвалт уличных торговцев. Пока непонятная жизнь. Восток. Утром при входе в кафе услышал: «Доброе утро, сэр». Оглянулся, где же сэр, оказалось, это я.
computer softwares
В Америке я с первого взгляда был парнем из России, чужим и неловким. При знакомстве с многочисленной общиной туристов с Запада сразу бросились в глаза демократичность в общении и свобода в одежде. Никакой чопорности. Такое впечатление, что все когда-то где-то уже встречались. Знакомые, знакомые знакомых. Одна большая семья людей, увлеченных одним делом: путешествиями по горам и рекам.
За один день Орлин быстренько организовала нашу первую экспедицию на реку. В Непале нужно платить за разрешение путешествовать пешком или по воде. Туризм — важная статья дохода этой бедной страны, и мудрый король взимает в казну денежки с чудаков из Европы и Америки, приехавших за тридевять земель в его владения. Мы присоединяемся к большой группе англичан и новозеландцев, которые идут на реку Тамур и уже имеют разрешение. В общем-то все делает Орлин, а мы только выполняем: принеси — погрузи. Она начальник. Знает, кому и куда платить, а кому просто состроить голубые глазки. Мы называем ее по-непальски уважительно «диди» — старшая сестра.
Дорога на реку Тамур начинается от поселка Басантапур, день езды от Катманду. Место знаменитое. Отсюда начинается тропа на Канченджангу — один из гималайских восьмитысячников. Мы пойдем по этой тропе завтра, а пока размещаемся в опять же знаменитой гостинице «Голубой як». Гостиница — это деревянное трехэтажное строение с деревянным топчанами в комнатах без окон. На первом этаже ресторан, в котором на удивление прилично готовят.
Нам предстояло идти четыре дня пешком до реки и нести все снаряжение и еду. В Непале белые не носят. Они нанимают носильщиков — портеров и идут налегке, любуясь красотами. Мы же в целях экономии намеревались все нести сами. Для этого Орлин купила в лавке налобные ремни для всей русской компании.
В Непале груз носят так, что он удерживается за спиной с помощью налобного ремня. Чем мы хуже? Утром все население деревни сбежалось смотреть на наши сборы. Старики, мужчины, женщины и дети покатывались со смеху. Непальцы вообще смешливы. Они смеялись не зло, не ехидно, а просто весело. Чего только не придумают эти странные иностранцы! Это же не их дело носить грузы. Но мы были настроены решительно: «Русские не сдаются!» и, сопровождаемые дружным хохотом, двинулись в гору. Метров через 300 мы поняли, что наши тонкие шеи не приспособлены для такой работы. Друг Саша сформулировал проблему: «Идти дальше не могу — мозги из ушей вылезают». Пришлось переделывать ремни и нести на плечах, «по-нашему». Англо-новозеландцы в сопровождении носильщиков умчались вперед, а мы наш четырехдневный путь с горы на гору будем вспоминать еще долго. Дорог в Непале мало. Главные дороги — это тропы. Караваны носильщиков несут грузы в самые отдаленные горные селения. Грузы носят и женщины, и дети. В плетеную конусообразную корзину кладется мешок риса или крепится рулон резинового шланга, лямка надевается на голову, и носильщик пошел. Быстро перебирая ногами, он проходит с километр и отдыхает, подперев корзину палкой. Вдоль тропы, через час-два ходу, стоят домики с открытыми верандами. Здесь можно купить сладкий непальский чай с молоком, печенье или далбат — рис с острыми специями. Груз на время еды можно поставить на специальные высокие лавки. То есть все, как на хорошей дороге: отель, парковка, заправка.
Один из нас решил попробовать, сколько же носят портеры, надел на лоб ремень и приподнял корзину. Через несколько секунд мы уже помогали поставить корзину на место, в ней было килограммов шестьдесят. За работу носильщик получает около двух долларов в день. Вот рис, вот чай, вот горы, и не завидуй тому, кто несет больше, — ему сегодня повезло.
Носильщики под грузом тоже улыбчивы. Если на ногах кеды — это богатый носильщик, если шлепанцы — среднего достатка, если босой – значит, что-то не ладится в этом бизнесе. А может, быт просто экономный. Зачем тратиться на обувь, когда подошвы ног похожи на подметки кирзовых сапог.
Тропа поет. «Намасте!» — слышится сзади, сбоку, сверху, снизу. Это непальское приветствие означает многое. И здравствуйте, и рад вас видеть, и какая хорошая погода. И мы, включаясь в общий хор, хрипим: «Намасте-е».
Воссоединение с англо-новозеландской группой происходит уже на реке. Ее руководитель, новозеландец Дэвид. У него своя туристическая фирма. Вообще в Непале около сотни туристических фирм и фирмочек. Путешествия пешком и по рекам в Гималаях очень популярны на Западе. Вдали от цивилизации — это прекрасный отдых и немножко приключение. Теплая сухая погода, отсутствие всяких комаров и пресмыкающихся, восточная экзотика городов сделали Непал поистине Меккой любителей активного отдыха.
Никаких ограничений на такие путешествия нет, они доступны любому здоровому человеку, а уж познакомиться со страной лучшего способа не придумаешь. Одно правило: не пить сырую воду и не есть немытых овощей и фруктов. Это Восток.
Вечером гиды сварили ромовый пунш, и мы пели под гитару русские песни. Сейчас, спустя пять лет, когда «Команда Горький» уже хорошо известна в Непале, Дэвид предлагает делать совместные группы. Наша русская непосредственность, по его мнению, вносит живую струю в компании несколько замкнутых «западников». На одно путешествие в 7-8 дней такая «смесь» действительно придает путешествию дополнительный интерес. Люди расстаются друзьями, переписываются потом. При больших сроках начинают утомлять разные бытовые мелочи. Разница в правилах поведения и привычках.
Иностранцы послушны. Если гид на плоту скомандовал «влево», они будут грести влево, пока им не скажут «стоп». У наших уже на второй день появляется собственное мнение. При приготовлении пищи иностранцы если и помогают, то немного. Это работа гидов, за все уплачено.
Наши соотечественники достанут советами и предложениями. Главное, что все это нужно вежливо выслушивать. В таких случаях мы говорим: «Иван Иванович, ты не отдыхаешь!» Перед едой иностранцы могут принять «аперитивчик». Где-нибудь в сторонке небольшими группами. Это возмущает наших больше всего. Надо же поставить бутылку на стол, сказать тост, закусить, понимаешь!
Нашим тяжело за границей. Весь мир отличается от России. Вся сфера обслуживания, все порядки, все не так. Да еще этот английский. Эти различия и вековой комплекс перед заграницей мешают чувствовать себя равными среди равных и в итоге нормально отдыхать.
В Непале эти различия стираются. Здесь несколько другой контингент туристов. Ничто так не объединяет, как общие интересы. Можно остановить на улице любого, спросить, на какой маршрут он ходил, и завяжется беседа. На ломаном английском или на ломаном русском. Здесь не важно, как ты сел, что заказал и в каком балахоне явился в ресторан. Пусть не покажется громким, но это большой клуб людей. Более открытых, более общительных, более демократичных. И не отличишь миллионера от бухгалтера. Вот это одна из самых привлекательных черт Непала; и у тех наших туристов, кто понял и принял эту игру, остаются впечатления и друзья на всю жизнь.
Пока длились мои лирические отступления, река Тамур впала в реку Сун-Коси. Из поселка Чаттра на крыше автобуса, а такое в Непале практикуется часто, мы поехали в национальный королевский парк Читван
Читван — это участок джунглей на границе с Индией. Поездка на слоне по джунглям — необычное и интересное приключение. Садятся на слона с высокой платформы, предварительно разувшись. Непальский проводник сидит спереди, его слон поднимает хоботом. Три пассажира сзади в деревянной люльке. Слон идет по лесу настолько тихо, что не пугает косуль, павлинов и другую живность. Но главное, что на нем можно вплотную подойти к семьям черных носорогов. Носорог — животное очень сердитое, но слонов уважает. Заметив, что носорог начинает агрессивно сопеть, слоны принимаются топать и размахивать хоботами, и носорог соглашается, что слоны главнее. В Читване много гостиниц и кемпингов. Конкуренция за туристов строгая. Во время одного из посещений Читвана наш турист забыл в умывальнике часы. Хватился — часов нет. Наш гид сказал хозяину, что если часы не найдутся, то мы в этом кемпинге последний раз. Часы нашлись быстро.
Мы плавали по рекам полтора месяца. Но как все дороги ведут в Рим, так в Непале единственная дорога ведет в Катманду. В Катманду туристы поселяются в основном в одном районе, называемом Тамел. Здесь концентрация ресторанов, кафе и сувенирных лавок близка к критической. В Непале, как и везде на Востоке, в уличной торговле существует правило: первая цена, которую тебе назвали, это так, для беседы, для разговора. Не суетитесь, не отмахивайтесь от настырных торговцев. Им тяжелее, им нужно продать, а ты-то ведь можешь и не купить.
Как-то мы шли с приятелем вдоль рядов сувениров, и ему приглянулась статуэтка Будды. Продавец запросил 200 рупий. Слишком дорого. Приятель решил не покупать и, чтобы отвязаться, сказал, что купил бы за 50. Мальчик, помощник продавца, шел за нами вдоль всей улицы со статуэткой в руке. «Мистер, это замечательная вещь. Ну ладно, для вас за 150! Мистер, дешевле просто невозможно. Смотрите какая работа, как хорошо вырезаны ручки. Ну ладно 100! Мистер… Ладно, 50!» Торговля здесь — это спектакль, искусство. «И зачем я купил эту штуку?» — частенько удивляются туристы. Свитеры из шерсти яка и ламы, тибетские ковры висят на шестах поперек улиц на уровне второго-третьего этажей, и улица становится похожа на театральную сцену с декорациями. Если же вы попадете на Дурбар-сквер, где торгуют изделиями из полудрагоценных камней, то вы и вовсе пропали. Без каких-нибудь бус или сережек вам не уйти.
В то первое посещение Непала, мы были одними из немногих русских в этом краю. По сему случаю даже отобедали у американского консула в Непале. А сейчас нас там ждут. Каждую весну и осень, когда летние муссонные дожди сменяются теплой сухой погодой. Газета «Иностранец» написала статью под заголовком: «Команда Горький» пускает в Гималаи». Мы не пускаем, мы приглашаем всех. Но предупреждаем. Непал не для шоп-туризма. Не нужно ехать, если вы хотите провести все время в баре или казино. Придите в эту страну другом. Смотрите и слушайте. И тогда, может быть, вам откроется нечто утерянное в суете повседневной жизни. И вы приедете еще и еще.
Так бывало со многими.
Михаил ПРЯМКОВ, «Команда Горький»